Изучение живых квадратов помогает ученым понять, как выглядит жизнь на других планетах

Галоквадратов открыл английский ученый Энтони Уолсби в 1980 году. Он обнаружил их в соленых озерах Cинайского полострова. Позже их нашлии во многих других жарих и солнечных местах. Галоквадраты - это, строго говоря,  не бактерии, они причислены к царству архей. Археи представляют собой одноклеточные микроорганизмы, не имеющие ядра, а также каких-либо мембранных органелл. Установлено, что археи имеют свою независимую эволюционную историю и характеризуются многими биохимическими особенностями, отличающими их от других форм жизни. Галоквадраты способны жить в воде, насыщенной хлоридом натрия, там где, казалось бы, никакая форма жизни существовать не может. Но ведь живут! Удивительна форма этих организмов. В отличие от других микроорганизмов, скорее напоминающих надутые воздушные шарики, эти больше похожи на почтовые марки: При этом они абсолютно плоские! Размеры квадратных клеток колеблются от 2х2 до 20х20 микрое, толщина же не превышает 200 нанометров. Но самое интересное, что в составе галоквадратов практически нет воды. Той самой воды, которая является основой жизни на нашей планете! То есть вода, конечно, в галоквадратах есть, но она хранится преимущественно в связанном виде и в минимальном количестве. Большую часть воды «почтовые марки» хранят  на поверхности своей мембраны в связанном виде. Не внутри, а именно снаружи! При чем количество этой воды превышает вес самой «марки» в 20 раз! При этом внутри галоквадрата воды практически нет. Вся молекулярная машинерия, необходимая для работы клетки — ДНК, РНК, рибосомы, множество ферментов — растворены в минимальном количестве воды. Точнее, воды в клетке ровно столько, сколько может быть сорбировано на поверхностях перечисленных компонентов цитоплазмы, но не более, чем необходимо для протекания всех обычных биосинтетических реакций. То есть свободной воды, которая у обычных клеток обеспечивает тургор, в галоквадратов практически нет. Да даже если бы она появилась, высокое содержание в окружающей среде хлоридов натрия и магния вызвало бы отток свободной воды из клеток для выравнивания концентрации. В итоге галоквадраты представляют собой практически плоские квадраты, подобные сдувшимся шариками. Интересно, что в то время, как обычные клетки делятся в пространстве, образуя бесформенные колонии, «почтовые марки» делятся исключительно в плоскости, так что в результате образуется колония, удивительно напоминающая школьную тетрадь в клеточку. Почему они делятся именно в плоскости нетрудно понять, поскольку в противном случае клетки вынуждены были бы создавать в процессе деления огромную новую, поверхность, на что требовалось бы потратить слишком много энергии.   Кстати, некоторые ученые полагают, что выращенные в лабораториях галофильные организмы могут быть похожи на обитателей спутников Юпитера Европы и Ганимеда. Если микроорганизмы там существуют, они должны жить в водах, богатых солями магния, к которым хорошо приспособлены галоквадраты.