Колебания Северного полюса Земли может нарушить функционирование GPS

То,что полюс Земли не стоит на месте, а совершает колебания  с амплитудой около десяти метров, известно давно. Оказывается, раз в 25 лет он скачком меняет режим своих колебаний ( материал об этом опубликован в «Доладыах РАН», 2009, т.429,№1, с.50).
В 1891 году америансий астроном Сэт Чандлер открыл, что Земля смещается относительно своей же оси вращения и период этого смещения считаетсяравным 433 звездным суткам. Это колебание получило название чандлеровского колебания, и его всегда учитывают и при теоретичесом
исследовании динамики Земли, и при решении таких прикладных задач, как организация спутниковой навиации.
Однако в движении полюса есть и другие составляющие. Считается, что основные из них  – медленный дрейф со скоростью пять тысячных секунды угловой дуги в год в направлении Северной Америки и влияние гравитационного момента Солнца. С1962 года за положением Северного полюса следит Межднародная служба вращения Земли, поэтому его ежесуточное положение сегодня известно с высокой точностью. А где накоплен большой объем данных, там есть возможность для анализа долговременных зависимостей. Именно такой анализ и провел кандидат физико-математических наук А.М.Шматов из Института проблем механики им. А.Ю.Ишлинского РАН.

Прежде всего, ему удалось точно установить период чандлеровского колебания Северного полюса. Он составил 434,3 звездных суток с ошибой в 0,25 суток. Во-вторых, исследователь выяснил, что имеются две области, протяженностью примерно в десятую долю скунды угловой дуги каждая, в котторых Северный полюс предпочитает колебаться. Причем переход из одной области в другую происходит скачком раз в 25,66 лет. Эти области соседствют друг сдругом, но почти не пересекаются. Сейчас полюс колеблется ближе к нулевой точке, и в эту область он перешел в декабре 2005 года. А вышел из нее в апреле 1980 года, пробыв там по крайней мере 18 лет, то есть со времени начала тщательных измерений в январе 1962 года. В промежутке же полюс пребывал в другой области.
Автор работы приходит к выводу,что если такое скачкообразное изменение области колебаний представляет собой случайность, то долгосрочный прогноз движения полюса Земли неизбежно ограничен.

Почти одновременно с А. Шматовым, работавшим исключительно с накопленными результатами измерений Джозеф Стонер (Joseph Stoner)  из университета Орегона (Oregon State University), исисследуя осадочные отложения арктических озер  установил, что северный магнитный полюс Земли дрейфует к Сибири с такой скоростью, что уже через 50 лет Аляска, к примеру, останется без великолепных северных сияний, зато их начнут наблюдать жители сравнительно южных районов Европы и Сибири.

По данным палеомагнитных исследований Стонера, движение полюсов особенно ускорилось в последние 100 лет. «Это движение может быть частью нормального колебания, и северный магнитный полюс, в конечном счёте, мигрирует назад в северную Канаду», — пояснил Стонер.

По его замерам, за прошлые 150 лет смещение магнитного полюса по направлению от Канады к Сибири составило тысячу километров.

Вкупе результаты этих двух исследований могут привести к глобальному пересмотру всей политики в области геопозиционных систем. Сегодня глобальная система GPS работает достаточно точно благодаря постоянному отслеживанию и положения магнитного полюса Земли. Однако выявленный учеными непредсказуемый характер перемещения Северного полюса может в достаточной мере затруднить функционировани глобальной системы навигации.

Однако на проблему можно посмотреть и сдругой точки зрения: внезапный переход может быть закономерным, и несмотря на то,что амплитуда колебаний мала  по сравнению с размером планеты, способен служить индикатором каких-то мощных процессов внтри Земли. В этом случае последствия таких переходов полюса удастся заметить не тольо по снижению точности спутниковой навигации. В самом деле, ведь именно с 2005 года наметилась тенденция к снижению температуры планеты, а на середину семидесятых годов пришелся минимум похолодания в современной истории.