Бактерия, вызывающая язву желудка, блокирует работу иммунной системы

Бактерия Helicobacter pylori живет в желудке у каждого второго человека. Однако в десяти случаях из ста это сожительство приводит к язве, а в одном — к раку желудка. И побороть эту бактерию никак не удает­ся, разве что приемом антибиотиков. Аспирант Гётеборгского университета (Швеция) Малин Ханссон, выполняя свою диссертационную работу, обнаружил один из приемов, с помощью которых бактерии уда­ется победить иммунную систему.

Обычно при иммунном ответе прежде всего возбуждаются так называемые дендритные клетки, кото­рые собираются в лимфатических узлах и обучают новые лимфоциты, где искать врага и как его распоз­нать. Хеликобатер же каким-то образом добивается, чтобы эти клетки не достигли места своего назна­чения. «Они собираются в отдельных участках ткани желудка, концентрируют вокруг себя все новые и новые иммунные клетки, например В-лимфоциты. активируют их. заставляя вырабатывать иммуногло­булин. Все это приводит к хроническому воспалению, бактерии же от этого ничуть не страдают», — гово­рит Малин Ханссон.

Helicobacter pylori в последние годы привлекает к себе особое внимание исследователей. Она обитает в слизистой оболочке желудка и двенадцатиперстной кишки человека, что само по себе необычно: желудок изнутри омывается примерно двумя литрами желудочного сока в сутки. Желудочный сок состоит из соляной кислоты в довольно высокой концентрации и пищеварительных ферментов, так что он способен расщепить самые прочные соединения, будь то бактерии, вирусы или бифштекс. Поэтому долгое время считалось, что желудок лишён флоры, практически стерилен, и лишь неожиданное открытие Helicobacter pylori 20 лет назад заставило учёных кардинально пересмотреть эту точку зрения. Долгое время считалось, что слизистая оболочка, выстилающая изнутри желудок и предохраняющая его от разрушительного воздействия желудочного сока, является надёжным укрытием и для бактерии. Сегодня большинство врачей считает, что чуть ли не все нарушения пищеварения, гастриты и дуодениты, почти 100 процентов язв двенадцатиперстной кишки, 80 процентов язв желудка и даже многие случаи рака желудка могут быть смело отнесены на счёт Helicobacter pylori. Считалось, что иммунная система реагирует на вторжение бактерий в организм, но лейкоциты и макрофаги, призванные уничтожить незваных гостей, оказываются неспособными проникнуть сквозь защитный слой слизи и гибнут, нанося при этом изрядный вред клеткам слизистой оболочки, что и приводит к воспалениям, язвам и прочим неприятностям. Однако исследования, предпринятые Малином Ханссеном, показали, что механизм, благодаря которому Helicobacter стремится обезопасить себя от иммунной системы намного более сложен.

На сегодняшний день единственным способом борьбы с Helicobacter является полное уничтожение ее при помощи антибиотиков.