Поверхность Марса оказалась загрязнена мусором с Земли

Специалисты NASA с любопытством и недоумением рассматривают очередную партию снимков поверхности Красной планеты, присланную марсоходом Curiosity. В этот раз марсоход, как обычно, смотрел себе под ноги. По словам специалистов, интересного там было мало, один песок. Но затем изображение увеличили, тогда и появился еще один неловкий вопрос: откуда на поверхности Марса появился кусок полиэтиленового пакета?

Похоже, что проблема загрязнения окружающей среды добралась до поверхности планет, на которые не ступала нога человека. Естественно, когда на другой планете находят такие артефакты, многие сразу начинают говорить об их внеземном происхождении.

Однако президент Санкт-Петербургской федерации космонавтики Олег Мухин категорически отметает подобные предположения:  «По кусочку полиэтилена говорить, что на Марсе есть жизнь — несерьезно. Должны быть более весомые доказательства».

— Скорее всего, полиэтилен, найденный на поверхности Марса, — это кусок обшивки самого космического аппарата, — добавил Мухин.

— Если предположить, что кусок полиэтилена, который виден на снимке, — предмет быта марсианской цивилизации, то возникает ряд вопросов, — отметил Олег Мухин. — Если цивилизация на Красной планете достигла такого уровня, что может производить полиэтилен, то следы ее деятельности имели бы четко выраженный характер. Не может быть такого, что под поверхностью планеты живут существа, которые случайно выбросили кусок полиэтилена на поверхность.

Представители NASA в один голос уверяют, что этот фрагмент пластика — часть обшивки самого марсохода. Однако проблема в том, что с 6 августа, когда Curiosity совершил посадку на Марс, он успел уже отъехать от места посадки более чем на 500 метров. Это значит, что в любом случае «мусорное пятно» на Марсе составляет как минимум километр в диаметре.

Надо заметить, что пресловутый полиэтиленовый пакет — не единственный мусор, который мешает марсоходу исследовать поверхность Красной планеты. Так, на второй день после приземления марсохода Curiosity на поверхность Марса было проведено тестирование навигационной камеры Navcam, которая установлена на мачте марсохода. И на снимках с этой камеры, переданных на Землю, исследователи обнаружили изображения достаточно крупных частиц марсианских пород, усеявших все плоскости марсохода. Откуда же они взялись? Специалисты NASA уверяют, что это — всего навсего гравий и песок, которые были подняты в воздух при посадке.

Майк Уоткинс, руководитель миссии Mars Science Laboratory, объясняет этот факт тем, что крупные части марсианского грунта попали на поверхность марсохода Curiosity в момент его снижения и посадки. В это время реактивные двигатели посадочной системы «Sky Crane» удерживали платформу на месте, пока сам марсоход спускался на тросах на поверхность. Главной причиной использования столь необычной системы посадки, как «Sky Crane», являлась попытка избежать появления большого количества пыли и мелких частиц, поднимаемых с поверхности струей реактивных двигателей.

Уоткинс подтвердил, что появление крупного мусора на марсоходе явилось для них самих полной неожиданностью. Моделирование спуска, снижения и посадки не предполагало наличия в воздухе частиц мусора, больших чем обычная песчинка. Это значит, что на поверхности Марса присутствует множество частиц со свойствами, отличающимися от тех, которые ученые рассчитывали увидеть на поверхности.

В этом контексте находка полиэтиленового пакета на поверхности Красной планеты выглядит тревожным знаком. Напомним, что сразу после посадки сообщалось, что Curiosity  потерял один из двух датчиков измерения силы ветра, который дополнил счет объектам космического мусора на Марсе.

Надо сказать, что проблема космического мусора уже является очень серьезной проблемой в околоземном пространстве. На орбите Земли расположились почти 20 тыс объектов искусственного происхождения, размерами больше футбольного мяча. Около 1000 из них – это действующие спутники и станции, а 19 тыс – космический мусор. Причем, мусор этот является прямой угрозой космическим аппаратам, которые выполняют свою миссию на орбите.

Другими словами, каждый запускаемый сегодня спутник или другой космический аппарат подвергается серьезной опасности столкновения с этими объектами, а значит, ставится под угрозу реализация большого числа космических программ, задуманных человечеством. Причем, угроза эта довольна реальная. Например, в марте текущего года экипаж МКС был эвакуирован со станции в пристыкованные «Союзы» из-за угрозы столкновения с обломком советского спутника «Космос», а еще раньше орбита станции корректировалась из-за части спутника Iridium 33, и этот список можно продолжить.

Теперь к списку замусоренных объектов в космическом пространстве добавился Марс. Не придется ли пилотируемому кораблю, который через несколько лет прилетит к Марсу уворачиваться от мусора также, как это делают сегодня пилоты МКС?