Поиск информации в Интернете

Действия по поиску информации в Интернете связаны с нашими желаниями знать или иметь что-либо. Для того, чтобы найти требуемую информацию в Интернете, необходимо знать либо адрес её местоположения (например, адрес html-страницы или файла), либо пользователя Интернета, который может предоставить информацию.

Если мы не знаем ни адреса, ни человека, который мог бы нам помочь, то следует перейти к вопросам «Как можно узнать адрес размещения информации?» или «Как найти человека, который мог бы нам помочь с поиском информации?». При этом следует учитывать ограниченность возможностей Интернета. В определённых случаях требуемые результаты мы можем получить, если совместим поиск в Интернете с поиском вне Интернета.
Методов поиска в Интернете и через Интернет достаточно много. Поэтому поиск информации в Интернете есть и поиск методов поиска информации. В каждом конкретном случае успешность поиска определяется знаниями возможных методов и навыками владения ими, знанием этнических языков, на которых эта информация может быть представлена, либо нашими социальными связями.
Планирование поиска сводится к трём вопросам: «Что ищем?», «Где ищем?», «Как ищем?».

Что мы ищем?

Чтобы спланировать поиск, следует прежде всего определить объект, сформулировать какую информацию необходимо найти. Если однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным, то поиск следует разделить на задачи с разными объектами. В планировании поиска также следует определить соотношение видов информации в поисковой задаче.

Например, если необходимо представить какую-то компанию, то полезными могут стать не только стандартные характеристики фирмы (данные об обороте, клиентах и пр.), но и сведения о связях ее первых лиц. И наоборот — физическое лицо можно охарактеризовать через компанию, которой оно владеет или в которой работает.

Далее надо определиться с возможными форматами файлов в которых может содержаться требуемая нам информация. Это может быть html-страница, текстовый документ в форматах txt, rtf, odt, doc или docx, документ pdf, презентация в форматах odp, ppt или pptx, электронная таблица в форматах ods, xls или xlsx, аудио в формате mp3, flash-ролик формата swf или flv, видео в формате avi и т.д.

Где ищем?

Информация может размещаться на веб-серверах, на ftp-серверах, в блогах, в новостях, в книгах, в словарях, в товарах, на географических картах, в справочниках адресов организаций, среди афиш театров и музеев, в телепрограммах, в каталогах, в Википедии, в архивах Интернета, в пиринговых сетях, в базах данных, в веб-закладках или в рейтинговых системах. Поэтому лучше заранее определиться где мы начнём свой поиск.

Как ищем?

Методы поиска зависят от того, как мы ответили на два первых вопроса. Поиск может осуществляться в поисковых индексах, через размещение собственной публикации по определенной теме, через экспертов и т.д.

Оценка источника информации

В Интернете много непроверенной информации, что требует оценки источника по ряду критериев. Рекомендуется опираться на следующие параметры:

  • эксклюзивность;
  • авторитетность;
  • актуальность.

Для каждого типа информации критерии её эксклюзивности различаются. Эксклюзивность новостей определяется либо доступом их автора к первичной информации, либо оперативностью трансляции первичной информации, либо оригинальностью вторичной информации.

Авторитетность источника оценивается распространенностью соответствующего мнения. Авторитет справочников, энциклопедий как раз и основан на том, что они являются сборниками наиболее распространенных представлений о мироустройстве. Требуют проверки авторитетности источники, содержащие авторские, эксклюзивные материалы. Простейшая проверка — поиск их подтверждения в нескольких источниках. Авторитетность источника также зависит от места создания информации. Она может быть результатом деятельности органов государственной власти, коммерческих компаний, партий и общественных организаций, СМИ и частных лиц, что безусловно сказывается на её авторитетности.

Инструментом измерения авторитетности источника могут также служить разнообразные рейтинги, составленные по определенным формальным признакам, либо на основе отдельных экспертных оценок. Наибольшую авторитетность имеют источники с высоким индексом цитирования. Например, в Национальной электронной библиотеке, входящей в «Интегрум», для оценки влиятельности СМИ по аналогу с оценкой влиятельности научных журналов был разработан соответствующий инструмент. Он позволяет определять ссылки на конкретное издание в текстах других СМИ. Для исследуемого издания по архивам библиотеки могут быть выявлены все СМИ, ссылающиеся на него за определенный период времени, количество ссылок в каждом издании, даты ссылок. На основании этой информации вычисляется так называемый импакт-фактор издания — характеристика его авторитетности. Импакт-фактор тем выше, чем больше цитат из статей данного издания встречается в прессе. Легко представить, что импакт-фактор, а значит, и авторитетность РИА «Новости» как информационного агентства в целом выше, чем, например, РБК. При этом вычисление импакт-фактора РБК как источника экономической информации покажет его превосходство над РИА, тогда как традиционное сравнение источников по охвату аудитории здесь показательным не будет.